Постканикулярный синдром
14:25, 1 августа 2019 г.

«Синдром 1 сентября»: как родителям и детям войти в школьный режим без стресса

Постканикулярный синдром

Совсем немного времени осталось до 1 сентября: «даже пятница 13-е звучит ни так зловеще как 1 сентября», шутят родители школьников. Психологи же утверждают, что накануне Дня знаний большинство детей переживают «синдром 1 сентября», или как его еще называют «первосентябрьский стресс» и «постканикулярный синдром».

Период адаптации проходят школьники всех возрастов. У одних он занимает нескольких часов, другим может потребоваться месяц. Например, на то чтобы войти в школьный режим, привыкнуть к раннему подъему, приходу в школу к точному времени у первоклашек уходит два месяца, у пятиклассников – месяц, учащиеся старших классов привыкают к школе за две-три недели. Кроме того, время привыкания к школе зависит от количества детей в семье и отношений между родителями, считают психологи. 

Взрослым, стоит серьезно подготовиться к тому, чтобы избавить ребенка от тяжелого постканикулярного синдрома. Причем, делать это стоит заблаговременно. Для этого есть несколько правил. 

Первым и, пожалуй, самым главным правилом успешной адаптации, является режим. Его с каникулярного на школьный надо изменить уже с середины августа. Стоит начать раньше ложиться спать и раньше вставать. Это позволит биологическим часам ребенка перестроится постепенно и минимизировать стресс от "подъема с первыми петухами" в сентябре. Если ребенок тяжело встает по утрам, будите его настойчиво, но не кричите. Со временем он привыкнет к  режиму. 

Когда речь идет о младших школьниках, еще одно полезное правило – построить распорядок дня в соответствии с учебным днем. С утра почитайте книги, порисуйте, посмотрите познавательные программы, после обеда можно устроить тихий час, затем погулять.

Также важно постараться заранее познакомить ребенка с учительницей и с помещением, где ему предстоит проводить большую часть времени.

Стоит постараться на школьной линейке найти ребенку «пару» - вместе им не так страшно будет оставлять родителей и идти в класс.

Все необходимое к школе стоит приобрести заранее, чтобы не добавлять себе и ребенку стресса поисками нужных вещей в последний момент. Пусть ребенок примерит участие в покупке школьной формы и школьных принадлежностей.

Пройдитесь по материалу прошлого учебного года: повторите правила, таблицу умножения.

Разрешите ребенку чуть больше самостоятельности. Чем ее больше, тем лучше и для него, и для родителей. Начните внедрять новые правила уже с сегодняшнего дня.

Сделайте 1 сентября интересным приключением. Расскажите ребенку о ваших впечатлениях от этого дня.

По возможности отложите реализацию серьезных изменений в жизни на другое время. Хорошо, если со школой будет связано что-то приятное, например, возможность блеснуть новыми знаниями. 

Еще одно правило касается дополнительных занятий. Психологи советуют отдавать ребенка в секции и кружки либо за год до поступления в школу, либо когда ребенок перейдет во второй класс. Иначе нагрузка будет слишком велика. 

Продленка с самых первых учебных дней – тоже не лучший вариант. Первые недели стоит продумать, как обустроить быт школьника так, чтобы кто-то забирал его сразу после занятий.  

Важнейшей составляющей успешной адаптации является поддержка в семье. Найдите что-то, что у ребенка получается лучше, чем у других, ориентируйте его на успех. К возможным неудачам в этот период лучше относиться снисходительно.

Не отправляйте ребенка в школу голодным, а на прощанье пожелайте ему удачи, найдите пару ласковых слов, чтобы подбодрить.

Не требуйте от ребенка выполнения уроков сразу после школы. Лучшее время для приготовления уроков для учащихся первой смены – с 15 до 17 часов, второй – с 10 до 12 часов утра. И не заставляйте его делать все уроки в один присест, устраивайте ему перемены на 15-20 минут. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения. 

Спокойно реагируйте на «двойки». Понижение оценок в начале учебного года - это закономерное явление и чаще всего носит временный характер. 

Не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.

Выпускникам полезно научиться распределять свое время. С одной стороны, это помогает не тратить его впустую, с другой – чередовать работу и отдых. 

К возникающим по мере адаптации проблемам родителям необходимо относиться спокойно и конструктивно, без применения агрессии и ссор. Главное, уверены психологи, ребенка любить. Если он знает, что вы на его стороне, никакая адаптация ему будет не страшна.

Читайте также: Как провести отпуск с пользой и забыть про послеотпускную депрессию

#1 сентября #адаптация к школе #первосентябрьский стресс #постканикулярный синдром
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"