Балаковский крейсер «Аврора»: отчего так плохо работает общественный транспорт

Фото: Gobalakovo, администрация БМР
Претензии к работе общественного транспорта в Балаково у горожан существуют, наверное, все время, пока он существует. Однако в последние годы их количество растет, словно снежный ком, несущийся с горы. И, несмотря на это, в работе главного предприятия общественного транспорта в Балаково, «Балаковоэлектротранса», который, формально, контролирует большинство пассажирских перевозок в городе, ничего не меняется. И директор «БЭТ», Александр Халилов, остается вечным и непотопляемым, словно некий балаковский крейсер «Аврора». Так, отчего же в Балаково так плохо работает общественный транспорт?
Начну с загадочной истории с московскими троллейбусами марки СВАРЗ-МАЗ-6235 и СВАРЗ-МАЗ-623501, которых 5 лет назад Балаково получил целых 20 штук, и про которую многие уже подзабыли. Как заявлял в марте 2020 года депутат Госдумы Николай Панков троллейбусам из Москвы, прибывшим в Балаково, было всего по 2 года эксплуатации. А, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, балаковские чиновники сами отбирали для города наиболее хороший транспорт. Однако, по данным самой же балаковской администрации, в том году на линии работало порядка семи-девяти этих троллейбусов (причем, не одновременно, а за весь год). При этом остальные находились в ремонте. С тех пор ситуация с этим московским «подарком» ничуть не улучшилась, да и сейчас на линии эти троллейбусы увидеть можно только при чудесном стечении обстоятельств. И почему-то никого из властей этот вопрос волновал, и не волнует, хотя странности в этой истории очевидны!
Директором МУП «Балаковоэлектротранс» и тогда, и сейчас являлся Александр Халилов. И если про этот московский дар все почему-то быстро забыли, то сейчас про новенькие «Адмиралы», видимо, власти просто не хотят говорить. Как ранее заявлял сам руководитель «БЭТ», в настоящее время только 2/3 из этих троллейбусов работают на линии, а остальные простаивают. И объяснение этому факту такое же, как и было 5 лет назад в ситуации с «бэушным» транспортом из Москвы – водители проходят обучение. И возникает вопрос: если о том, сколько всего новых троллейбусов получит Балаково, было известно еще в прошлом году, неужели нельзя было позаботиться об обучении водителей заранее?
Еще один популярный в «БЭТ» ответ на претензии горожан по работе общественного транспорта: нехватка кадров. И эта проблема предприятия объясняется невысокими зарплатами. Между тем, как сообщал Александр Халилов в 2021 году, при выполнении норм по рабочему дню водители получали от 40 до 52 тысяч рублей в месяц. А сейчас, если верить объявлению «БЭТ» о вакансиях, зарплата выросла до 60 тысяч рублей. Впрочем, вопрос даже не в том, маленькие, или большие зарплаты у водителей. Непонятно, почему из-за того, что руководство «Балаковоэлектротранса» не способно обеспечить должную комплектацию и своевременное обучение персонала должны страдать рядовые балаковцы?
Но самым болезненной для горожан остается проблема несоблюдения общественным транспортом графика движения, и слишком раннее возвращение троллейбусов и автобусов в парк. После 20 часов в Балаково на общественном транспорте, практически, невозможно уехать. А зачастую автобусы пропадают с маршрутов уже и в 19 часов. Я, к примеру, знаю немало людей, которые не могут посещать спектакли или концерты в ТЮЗе или Дворце культуры вечером оттого, что оттуда до дома невозможно добраться на общественном транспорте, и нужно вызывать такси. А это для многих дороговато.
В ответ на эти претензии Александр Халилов ранее неоднократно заявлял, что автобусы и троллейбусы возвращаются в парк в 21:00. Вот только, по факту это не работает. Возможно, линии, которые обеспечиваются транспортом «БЭТ», и функционируют по такому графику, но даже и на них количество машин уменьшается. А те маршруты, на которых работают частники, вообще завершают перевозки пассажиров, когда им удобно. И «Балаковоэлектротранс» почему-то не может этот вопрос контролировать.
При этом стоит отметить, что уже в течение долгих лет, именно «БЭТ» становится победителем большинства аукционов на пассажирские перевозки в Балаково, а затем передает договора на большую часть маршрутов по субподряду предпринимателям. И если «Балаковоэлектротранс» не может наказывать частников за нарушение графика, получается, эти договора субподряда составлялись «на коленке», если в них нет такой опции?
Вообще, вопросов к работе «БЭТ» у балаковцев накопилось много. К примеру, окончание работы автобусов и троллейбусов. В Саратове и Энгельсе часть маршрутов функционирует до 24 часов, а в нашем городе общественный транспорт после 20 часов умирает, хотя огромное количество торговых точек функционирует до 21 часа. А в это время уехать в Балаково куда-то можно только на такси. И никто даже не пытается внести корректировки в этот застарелый график.
И еще. Удивительным остается тот факт, что Александр Халилов, при всех претензиях со стороны жителей к работе «БЭТ», остается неизменным руководителем этого предприятия при любом главе района. Он возглавил «Балаковоэлектротранс» еще в 2018 году, и с тех самых пор остается непотопляемым, хотя в других муниципальных предприятиях директора менялись по нескольку раз. При этом чтобы заставить Александра Сафаралиевича нормально работать, главе района Сергею Барулину пришлось даже лично контролировать, как моют троллейбусы, и объявить директору «БЭТ» выговор.
Руководство «Балаковоэлектротранс» постоянно находит объяснения тому, что предприятие не может нормально выполнять свои обязанности – устаревший парк, нехватка кадров, недостаточное финансирование и тому подобное – а между тем, хороший руководитель не ищет объяснения тому, что задачу не удалось решить, а находит возможности для ее решения. Так может быть, хоть действующий глава района задумается о том, что если претензий к работе общественного транспорта в Балаково за последние 7 лет меньше не стало, то в этом виноват не устаревший парк, нехватка кадров или недостаточное финансирование, а сам руководитель «БЭТ»? Или же Александр Халилов, действительно, балаковский крейсер «Аврора»?..
Фото: Gobalakovo, администрация БМР
Читайте также: Железная орда: как остановить нашествие юных байкеров в Балаково