Психология
15:21, 20 мая 2021 г.

Пассивная агрессия и как от нее защититься

Психология

С пассивной агрессией мы сталкиваемся довольно часто в повседневной жизни. Но порой мы не всегда понимаем, что это именно она. Как правило, при пассивно-агрессивной модели поведения, человек изображает доброжелательность, а свою агрессивность от проявляет в скрытой форме.

Пассивная агрессия – это неявный конфликт, в котором один человек навязывает другому чувство вины и нарушает его границы под видом заботы. Также подобное поведение проявляется в случае, когда человек отказывается обсуждать реально существующие проблемы и все время уходит от разговора. Проявляя пассивную агрессию, человек пытается казаться хорошим для окружающих, но при этом его поступки направлены на то, чтобы причинить человеку моральный или другой ущерб неявным способом.

Есть еще ряд признаков, по которым можно распознать пассивно-агрессивное поведение. Один, пожалуй, из самых распространенных – это игра в молчанку, когда человек игнорирует ваши вопросы, не вступает с вами в диалог. Таким образом он заставляет вас самих догадываться что вы сделали не так, в чем провинились.

Человек, проявляющий пассивную агрессию, как правило, склонен скрывать свои чувства. Склонный к пассивной агрессии человек редко признается, что чувствует. 

Также таких людей отличается неумение сказать «нет». При этом, они никогда не отказывают прямо, но согласившись всегда ищут способ нарушить договоренности. Поэтому еще одной отличительной чертой людей, склонных к пассивной агрессии, является не выполнение данных обещаний.

Кроме того, пассивный агрессор постоянно пытается вывести окружающих его людей из равновесия, провоцирует их на конфликт и старается заставить человека первым вступить в открытое противостояние, чтобы потом прикинуться жертвой и обвинить оппонента в том, что на самом деле делал сам, то есть в провоцировании конфликта. Это их излюбленная игра в жертву. Пассивные агрессоры очень любят играть на чувству вины другого человека.

Для пассивного агрессора также характерны якобы случайные и ненавязчивые оскорбления. Это могут быть колкие мимолетные замечания, замаскированные под нейтральную фразу или даже комплимент. Это так называемое шутливое злорадство.

Помимо этого, подобные люди угрюмы и токсичны и упрямы. К тому же, они любят критиковать всех и всё вокруг и жаловаться на несправедливость. Еще они очень любят вести подсчет чужих ошибок.

Причин у появления пассивно-агрессивного поведения несколько. Одна из них – это нежелание брать на себя ответственность за конфликт, а также невозможность противостоять оппоненту открыто и неумение выразить агрессию открыто. Он боится возможной реакции оппонента на открытый конфликт, поэтому доводит его исподтишка. Среди причин пассивной агрессии также страх испортить отношения с человеком. Еще одна из причин – полученный прежде опыт о том, что агрессия опасна и вредна.

Как же бороться с подобным поведением? Во-первых, необходимо четко сказать собеседнику, что его поведение вас не устраивает и вам неприятны его негативные высказывания. Говорите о том, что вы чувствуете когда человек общается с вами в подобной пассивно-агрессивной манере. Сказать об этом стоит «здесь и сейчас», то есть именно тогда, когда произошла неприятная для вас ситуация. Не откладывайте разговор на потом.

Учитесь не поддаваться на провокации. Старайтесь не включаться эмоционально в скрытый конфликт. Распознав пассивно-агрессивное поведение в свой адрес, постарайтесь относиться к ситуации как можно спокойнее. Пробуйте реагировать на подобную манеру общения максимально нейтрально.

Учитесь давать отпор. Прямо скажите человеку, что не будете с ним общаться, пока он не откажется от своих методов. Если человек не будет меняться, подумайте о том, чтобы минимизировать или совсем прекратить общение. 

Читайте также: Как выучить уроки с ребенком и не сойти с ума

#агрессия #пассивная #психология
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
ТОП новости
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"